ЛАЙФСТАЙЛ

Маршрут построен: Самарканд и Бухара – какие экскурсии понравятся детям

Редактор Manshuq Ирина Старовойтова продолжает рассказывать о своём путешествии в Узбекистан вместе с сыном Славиком и дочкой Вероникой. Во второй части – подробности нескольких дней в Самарканде и Бухаре с интересными метками на карте, полезными советами и житейскими историями.

Ирина Старовойтова
10 мая 2024

Самарканд

Самарканд поразил бесконечным количеством парков, аллей и скверов. А ещё город показался мне очень чистым, как будто его только что вымыли с щёткой и мылом. От этого хотелось ходить пешком и наслаждаться красками невероятных древних архитектурных памятников.

Мы начали с Регистана. Вход на все основные архитектурные памятники платный. Билеты можно купить в кассах. Мы подошли не с центрального входа, поэтому нам пришлось обходить весь комплекс под лучами палящего солнца. Когда подошли к кассам, увидели очередь в пару десятков метров. Люди жались к деревьям, чтобы попасть в область жидкой тени от голых веток. Мы послушно встали с краю.

Младшая опять начала ныть: «Зачем мы сюда пришли, надо пойти в гостиницу, я дальше не пойду, мне это неинтересно», и так далее. Очевидно, она устала. И старший, конечно, её «подбадривал»: «Да, сейчас зайдём, а там внутри тебя схватит древний монстр…» От чего она психовала ещё громче. Я нашла для них более менее тенистый уголок, посадила на бордюр, а сама встала в очередь. Минут через 15 мы вошли на площадь. Вероника уже выла. Я не знаю, какая сила предков помогала мне трезво мыслить в эти минуты, но я чётко понимала, что сейчас детям нужно попить, желательно чего-нибудь сладкого, и немного отдохнуть. Я увидела ларёк с кофе и напитками. Какой прекрасный человек придумал поставить ларёк с кофе и напитками сразу после касс! Это было наше спасение! Я взяла горячий шоколад и лимонад для детей, кофе для себя. Сели на ступеньках в прохладном месте. 15 минут, и все стали как новенькие – полные сил исследовать и изучать многовековые постройки.

Совет № 3
Если дети впали в истерику и не могут справиться с чувствами, не надо на них давить и кричать, пытаться успокаивать или исполнять их требования, если это не входило в ваши планы. Дайте им и себе возможность отдохнуть – посидеть, попить, согреться или охладиться, в зависимости от сезона.
Детям очень нравилось открывать и заглядывать в низенькие двери. За многими находились современные офисы в маленьких комнатках. Все остальные крохотные помещения занимали торговцы сувенирами.

Десятилетнему ребёнку уже интересно само здание и его история, что здесь было, кто жил, чем занимался. Регистан – площадь трёх медресе. Сын с удовольствием слушал рассказы продавцов о том, как учились здесь мальчики несколько веков назад. Особенно поразила его информация о том, что учеников в наказание запирали на несколько дней в маленькой комнате, а особо провинившихся – били. В этот момент он ещё сильнее полюбил свою школу и время, в которое родился.

Шестилетнего ребёнка, конечно, древняя архитектура не очень интересует, но лазать по лестницам и изучать здание изнутри – это увлекательный аттракцион, схожий с лабиринтом. А ещё нам посчастливилось подняться на минарет. Вот это настоящее приключение: узкая винтовая лестница с огромными ступенями и верёвкой вместо перил. Здесь было очень темно. Настоящий лабиринт страха. Я светила фонариком, и мы долго карабкались вверх. А в конце нас ждала большая дырка в крыше, из которой можно было выглянуть и посмотреть на город с высоты птичьего полёта.

Дети были в восторге! И я тоже!
У вас бывает такое предчувствие, когда дети сильно устали и ведут себя неадекватно, если их не остановить, то случится что-то неприятное? У меня бывает. После Регистана мы пообедали в кафе, и я поняла, что два дня недосыпа тарелкой плова не исправить. Сейчас нужно лечь и поспать. Всем. Мы пришли в гостиницу, но дети отказались ложиться наотрез, уверяя, что у них полно сил. Не очень я им верила, но не настояла. Отдохнула полчасика сама, а они ушли играть во двор гостиницы. После мы пошли в ближайший сквер, но не дошли. По дороге они вели себя очень плохо: задирали друг друга, как-то неестественно вопили и смеялись. И когда перелазили невысокое заграждение (хотя его можно было обойти), один пытался помочь другому, тянул, хохотал, в итоге младшая упала и разбила в кровь подбородок. Сильно разбила. Мы вернулись в гостиницу, промыли рану, заклеили лейкопластырем. Только она села на кровать, тут же уснула. Время было 17:30. Как говорится, ни туда, ни сюда. Возникло два риска: либо она отдохнёт пару часов, а потом её трудно будет уложить до 12 ночи, либо она проспит до утра, но утро может быть очень ранним. Пока я размышляла, старший уже сопел на соседней кровати.

Непредвиденная ситуация, но что делать – я пошла гулять одна. Сразу за гостиницей был парк, и я неспешно прошлась по широкой аллее, разглядывая окружающих людей. Было много молодёжи. Они катались на многоместных велосипедах, искренне смеялись и веселились. Было много семей с детьми, которые тоже выглядели очень счастливо – ели мороженое или сладкую вату, родители неспешно шли рядышком, а дети бегали вокруг. Мимо меня проходили компании парней, которые куда-то спешили и воодушевлённо что-то обсуждали. По ним было видно, что они готовились к этому выходу – аккуратные причёски, узкие брюки, идеально чистые мокасины и, конечно, духи, облако которых ещё долго висело в воздухе. Здесь чувствовалось счастье! И я тоже была счастлива!

Я вернулась в гостиницу и разбудила детей. Мы попили чай с самсой и булочками, немного посидели во дворе гостиницы, а потом мирно легли спать. Утром все были как новенькие.

Совет № 4
Обязательно берите с собой всю необходимую аптечку. Что должно быть в составе, подскажет врач или, в крайнем случае, Google. Я по своему опыту скажу, что у вас обязательно должны быть жаропонижающие, дезинфицирующие, противодиарейные и антигистаминные препараты. Если едете на долгую экскурсию, на весь день, например, берите аптечку с собой!
На следующий день у нас был ещё один день в Самарканде. Мы посетили обсерваторию Улугбека. Нужно отметить, что это единственное место, где мы взяли гида и дети достойно выдержали подробную экскурсию. Младшая, конечно, уже на середине рассказа сидела на полу и занималась своими делами – спасибо, что не мешала и не истерила, а старший внимал каждому слову до конца.

Совет № 5
Не планируйте много, не старайтесь обежать всё. Выберите 2-3 места, которые вам наиболее интересны, и следуйте по маршруту. Если останутся силы и время, посмотрите что-то ещё. Но лучше запланировать меньше, а получить больше, чем разочаровываться и злиться, что чего-то не успели.
У меня в списке на второй день были только обсерватория Улугбека и мавзолей Амира Тимура. Мы очень удачно их посмотрели и решили пойти в гостиницу пешком. А по дороге нам попалось ещё несколько исторических памятников. Вот он бонус, о котором я говорила.

Бухара

До Бухары мы ехали на скоростном и очень комфортабельном поезде «Афросиаб». Билеты достать сложно – разбирают очень быстро. Поэтому по возможности планируйте поездку и выкупайте билеты за несколько недель. Если вы упустили этот момент, есть смысл поохотиться на освободившиеся места за несколько дней до отправления.

Из неожиданного в Бухаре: вокзал находится очень далеко, минут 20-30 езды на машине ночью без пробок. Если быть точнее, он расположен в соседнем городе Кагане. Кстати, здесь прямо возле железнодорожной пристани находится дворец последнего эмира Бухарского ханства. Говорят, что эмир построил его в европейском стиле специально к приезду Николая II. А ещё ходит молва, что эмир не хотел жить в этом дворце, так как он показался ему недостаточно шикарным. Нам, к сожалению, не удалось увидеть его «скромные» интерьеры, так как приезжали и уезжали мы из Бухары ночью, когда всё было закрыто.

Бухару я ждала с огромным трепетом! Помните вот этот ролик на YouTube-канале Manshuq? Так вот, монтировала его я, но на съёмку выехать мы не смогли из-за карантина. Мне присылали видео, а я, обливаясь крокодильими слезами, собирала эти шикарные виды и интереснейшие рассказы гида в ролик.

Маршрут построен: Самарканд и Бухара – какие экскурсии понравятся детям
И клялась себе, что я там обязательно побываю! И вот спустя три года я здесь
Первым делом мы побежали в цитадель Арк, потом на смотровую площадку, а потом просто гуляли по торговым куполам. Купили халву у той самой продавщицы, рассматривали вышивку сюзане на коврах и наволочках, зашли в средневековую баню, которая работает по сей день, посетили кукольный театр. Когда дети в пути начинали скучать, мы спускались к арыку – возле воды всегда веселее. А ещё оказалось, что выбираться из него придётся по узкому тоннелю через здание по ступенькам. Снова темно, снова карабкаться, снова дети счастливы!

На следующий день мы взяли экскурсию на электромобиле по центральной части Бухары и за два часа посетили все основные достопримечательности. Были на крыше мечети Чор Минор – просто похвастаться, какие высоты мы брали.

Экскурсия закончилась в парке аттракционов, конечно, здесь мы и остались. Дети покатались на машинках, а потом мы пошли в кафе пообедать.

По поводу батутов, аттракционов и других детских развлечений, которые в любом городе мира очень похожи друг на друга. Многие спросят, а стоит ли лететь в чужую страну, тратить кучу денег и сил, чтобы проводить время у точно такого же батута, как возле дома?! Где логика? А я отвечу – для шестилетки этот аттракцион так же важен, как и медресе XVII века, ради которого вы прилетели в чужую страну, потратили кучу денег, времени и сил. Пусть дети получат свою порцию позитива в привычном для них варианте. Во-первых, это возможность для взрослых немного отдохнуть, во-вторых, весёлый ребенок – это гарантия того, что следующая экскурсия по мавзолеям и медресе пройдёт спокойнее и удачнее. Не пожалейте на это немного времени.

До отъезда у нас ещё полдня, а все пункты из моего must-see списка уже увидены. Но приветливая официантка в кафе всегда найдёт, что посоветовать. Из предложенных вариантов мы выбрали летнюю резиденцию Бухарского эмира – Дворец Ситораи-Мохи-Хоса, что в переводе с узбекского означает «дворец, подобный звёздам и Луне». Я, открыв рот, восхищалась постройками начала XX века, а дети бегали за павлинами, коих здесь было много – некоторые из них важно расхаживали по территории, другие привлекали внимание (жаль, не наше) своим огромным пёстрым хвостом, а третьи шумно взлетали на невысокую крышу и нежились в лучах закатного солнца. Наблюдать за каждым – сплошное удовольствие.